Возникновение и становление педагогической профессии  

Возникновение и становление педагогической профессии

Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датируемых за 2500 лет до н.э. В государствах Древней Греции учителями были свободные граждане. Их называли грамматисты, педономы, дидаскалы. В Древней Греции возник термин «педагог», но он тогда имел другое значение, чем теперь. Педагогами называли рабов, которые отводили детей рабовладельцев в школу. Буквальный перевод этого слова с греческого – «детоводитель»). В Древнем Риме учитель впервые становится государственным служащим, который назначается самим императором. Император также определял особый состав учителей для каждого типа школ, определял круг их обязанностей и суммы гонорара. Учителями назначались государственные чиновники, которые хорошо знали науки, а главное – много путешествовали, а потому и много видели, знали несколько языков, культуру, обычаи других народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в 20 в. До н.э. в стране существовало министерство, которое ведало делами просвещения народа, назначало на должности учителей из числа мудрейших представителей общества.

В эпоху Средневековья учитель должен был обязательно быть духовным лицом. Поведение, статус, методы работы, обязанности учителя диктовались религиозными канонами. Особые требования предъявлялись к личности учителя в системе иезуитского воспитания (абсолютная субординация учителей по церковным званиями, монашеский образ жизни, полная дисциплина и высокая требовательность к себе, к ученикам. В средневековых городских школах, университетах педагогами все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями отцовства и властвования. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, которые передавали свой опыт, называли с уважением – учитель.

В период капитализма профессия учителя впервые приобретает массовость, увеличивается количество частных учителей. Когда начали формироваться первые буржуазные государства, появился опыт специального педагогического образования. В законодательных актах государство четко формулирует свои требования к учителю. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах разных типов. Наряду с этим в 18 – 19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников и учителей (гувернеров).



Сначала лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя. Законодательно оформляется их правовой статус в зависимости от образования.

В начале 19 в. Создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. Учителей для народных начальных школ готовились и ранее в учительских семинариях.

Всего в дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. После 1917 года начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных учебных заведений. До 30-х годов 20 в. В СССР в целом сложилась сетка педагогических институтов. В этот период стала широко развиваться вечерняя, заочная, среднее и высшее педагогическое образование. С середины 80-х годов в педагогических учебных заведениях стали широко внедрять различные дополнительные специализации.

На сегодняшний день педагогические институты в Республике Беларусь преобразованы в педагогические университеты, появились новые типы педагогических учебных заведений. Все это сопровождается качественными изменениями в подготовке педагогических кадров. Расширяется диапазон специальностей подготовки будущих специалистов в высших педагогических учебных заведениях.

Таким образом, давняя профессия учителя в настоящее время приобретает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.


1745227766697212.html
1745283867246948.html
    PR.RU™