Вопрос 42. Издержки производства в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными, следовательно, исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамики долгосрочных средних совокупных(longtime average total cost, LATC) и долгосрочных предельных издержек(longtime marginal cost, LMC). Основной целью фирмы можно считать организацию производства «нужного масштаба», обеспечивающего минимальные долгосрочные средние издержки.

Предположим, что фирма может организовать производство трех размеров: малое, среднее и большое. Каждому из них соответствует своя кривая краткосрочных средних издержек (рис. 6.3. - соответственно SATC1, SATC2, SATC3). Выбор того или иного проекта будет зависеть от оценки рыночного спросана продукцию и от того, какие мощности необходимы.

Объединение участков трех кривых краткосрочных издержек, обеспечивающих оптимальные размеры производства для каждого объема выпуска, показывает нам кривую долгосрочных средних издержек (LATC).

В краткосрочном периоде U-образная форма кривых АТС и AVC определяется законом убывающей отдачи переменного ресурса. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными, форма кривых LAТС определяется эффектом масштаба производства.

Наименьший размер предприятия, позволяющий фирме минимизировать свои долгосрочные средние издержки, называется минимально эффективным масштабом производства. По подсчетам американских экономистов, в производстве нерезиновой обуви этот показатель составляет 0,2% совокупного выпуска отрасли, сигарет - 6,6%, автомобилей -11%, а в производстве бытовых холодильников -14,1%. Если минимально эффективный масштаб обеспечивает около 100% потребностей рынка, то фирма оказывается естественным монополистом.

Положительный эффект масштаба производства наблюдается в том случае, когда средние долгосрочные издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска. Крупное массовое производство позволяет использовать большую специализацию ресурсов и разделение труда,что повышает производительность использования ряда ресурсов. Крупные предприятия могут применять более передовую технологию.Крупные предприятия могут также осуществлять специализацию управления.Эффект может быть связан с технологической спецификойотдельных видов производства: увеличение диаметра трубы нефтепровода в 2 раза повысит объем перекачиваемой нефти более чем в 2 раза.

Отрицательный эффект масштаба производствапредполагает возрастание средних долгосрочных издержек по мере увеличения объема выпуска. Он обусловлен: ограниченными возможностями эффективного управления крупномасштабным производством, нехваткой высокопрофессиональных кадров; расширением географии производства и, как следствие, изменением внешней средыбизнеса; наличием технологических барьеровна пути роста размеров производства.



Вопрос 43. Конкурентная структура рынка

Первоначальная трактовка конкуренции была дана А.Смитом в описании «невидимой руки рынка». В организме человека клетка–эгоист это раковая клетка, но в социальном организме клетка–эгоист (человек) ведет себя так, словно является альтруистом. Причина заключена во взаимной конкуренции между производителями за кошелек потребителя. Так что же является истинным: маска альтруиста или мотивация эгоиста?

Начнем с парадоксального определения конкуренции, данного Фридрихом Хайеком: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидуумов».

В научном языке существуют два различных понимания этого термина. Конкуренция как характеристика рыночной структуры или конкурентной среды: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия. И конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке: конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция.

Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям (poleo - продаю, psoneo - покупаю), а с другой стороны, их численность (mono - один, oligos – несколько, poly - много).

Рыночная структураотражает все наиболее важные аспекты рынка - количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур является огромным. Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия (табл. 7.1).

7.1. Классификация конкурентных структур рынка

Характристика Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм неограниченое много несколько одна
Тип продукта однородный дифференцированный однородный или дифференцированный уникальный
Рынчная власть отсутствует малая высокая макимальная
Барьеры входа на рынок отсутсвуют невысокие высокие прктически непреодолимые

Классификация рыночных структур проводится по ряду критериев.

1.Количество фирм в отрасли. Критерий на самом деле описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. То есть конкурентная среда обуславливает характер конкурентной борьбы. Степень концентрации производства в отрасли оценивается через ряд показателей. К часто используемым относятся доля производства трех (СR3) или четырех (CR4) наиболее крупных фирм в отрасли, а также коэффициент Херфиндаля-Хиршмана (HH), рассчитываемый как сумма квадратов рыночных долей. Если рынок монополизирован, то коэффициент равен своему наибольшему значению, Н= 10000. Если на рынке действуют две компании по 50%, то коэффициент равен Н = 502 + 502 = 5000 и т.д.

В зарубежной практике рынки классифицируются по степени концентрации предложения:

- рынки с высокой степенью концентрации (Н > 1800, CR3 > 80%);

- рынки с умеренной концентрацией (1000 < Н< 1800, 45 < CR3 < 80%);

- рынки с низкой степенью концентрации (Н< 1000, CR3 <45%).

Для российской практики характерны несколько другие критерии:

- рынки с высокой степенью концентрации (Н > 2000, CR3 > 70%);

- рынки с умеренной концентрацией (1000 < Н < 2000, 45 < CR3 < 70%);

- рынки с низкой степенью концентрации (Н< 1000, CR3 < 45%).

2. Характер производимого продукта. Оценивается по тому, как воспринимает товар потребитель.

3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или рыночная власть.

Оценивается по значению коэффициента рыночной власти Лернера, который определяется относительным превышением рыночной цены фирмы над предельными издержками фирмы: L = (Р-MC)/P. Значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. При совершенной конкуренции Р=МС, а L =0. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать в результате дополнительную прибыль: L>0.

4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса, определяемые наличием в отрасли барьеров. Барьеры можно разделить на две группы: - искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов, международными торговыми ограничениями. Этот тип был чрезвычайно распространен в Европе до начала XIX века и вызывал чрезвычайную ненависть прочих промышленников и торговцев (не получивших такой льготы) и стойкую неприязнь всей пишущей братии;

- естественные, суть которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий.




1747211739187922.html
1747237740788012.html
    PR.RU™