В. 64 Проблема целостной индивидуальности и идиографический анализ как метод ее исследования  

В. 64 Проблема целостной индивидуальности и идиографический анализ как метод ее исследования

Исследования отдельных психологических сфер(напр, интеллекта) не дают возможности понять целостной индивидуальности.

В экспериментальной психологии индивидуальность рассматривается как неповторимость человека, отличие от др. людей по отдельному психологическому качеству. При таком понимании инд-ть сводится к инд. различиям. В системном подходе (Ананьев, Мерлин, Русалов, Анцыферова) индивидуальность понимается как целостность человека, Изучаются связи между свойствами, относящимися к биологическим, психологическим и социальным уровням.

Многофакторная система индивидуальности. Дж. Ройс и А. Пауелли структура индивидуальности - суперсистема, которая определятся шестью взаимодействующими, системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, системой стилей и системой ценностей.

1).Сенсорная система - превращает физическую энергию в психологическую информацию

2).Моторная система - превращает психологическую информацию в физическую энергию. Сенсорная и моторная системы обеспечивают вход и выход информации, ее кодирование и декодирование.

3). Когнитивная системаобрабатывает информацию

4).Аффективнаясистемапреобразует информацию в состояния активации

5). Система стилейобобщает и преобразует информацию, получаемой от когнитивной и аффективной систем для выбора способа действия; отвечает за выбор способов обработки информации.

6). Система ценностей обобщает информацию, чтобы выделить цели и пути их достижения. Системы стилей и ценностей интегрируют информацию на уровне целостной индивидуальности. В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системыболее, низкого уровня.

Б. Г. Ананьев. Комплексное исследование индивидуальности., Для понимания структуры психологических свойств необходимо исследования человека с точки зренияразных научных дисциплин. В структуре индивидуальности необходимо выделение природных и социально-детерминированных свойств человека.

Структура психологических свойств человека включает в себя свойства индивида, свойства субъекта деятельности и свойства личности уникальное сочетание которых образует индивидуальность.

Первичные свойства индивида (природные) образуются половыми, возрастными,

конституциональными (особенности телосложения, биохимические свойства) и нейродинамическими свойствами. На основе первичных формируются вторичные индивидуальные свойства - психофизиологические функции и структура органических потребностей. Высшим уровнем являются задатки и темперамент.



Свойства субъекта деятельности - свойства человека как субъекта познания, общения и труда. Познавательная сфера (особенности внимания, памяти, интеллекта ит.д.). Высший уровень в иерархии субъектных свойств человека - способности.

Первичные свойства личности связаны со статусом, социальными ролями и ценностями. Эти свойства образуют вторичные свойства личности поведения. Интеграция вторичных свойств личности образует характер и склонности.

Теория интегральной индивидуальности. B.C. Мерлин выделил
структуре индивидуальности:

1) индивидуальные свойства организма;

2) индивидуальные психические свойства;

3) индивидуальные социально-психологические свойства;

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Индивидуальные свойства:

1). Биохимические и общесоматические свойства

2). Своиства нервной системы.

Индивидуальные психические свойства:, 1) свойства темперамента и 2) свойства личности.

Индивидуальные социально-психологические свойства: 1) роли в социальной группе и 2) роли в исторических общностях.

Связи между этими свойствами могут быть двух типов:

однозначные (характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и

много­многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).

Многомногозначные связи обеспечивают относительную независимость разных иерархических уровней. В основе много-многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности, который разрушает старые связи между свой­ствами разных уровней и создает новые. Стиль деятельности определяет целостность индивидуальности (связывает между собой разные уровни индивидуальности - от биохимического до соц.-псих-го).


1749475422405430.html
1749528135623849.html
    PR.RU™