Тема: Личность и коллектив. Семья и школа  

Тема: Личность и коллектив. Семья и школа

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально - психологических особенностей входящих в него детей. Сначала рассмотрим этот процесс в направлении «класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее становится это влияние. Нередко последнее отождествляется с подавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой - особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них. В- третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем, каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и каково отношение к ней со стороны классного руководителя. В-пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность младшего школьника зависит от его значимости для каждого конкретного ребенка.

Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата.

В конечном счете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника. Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность, которая позволяет младшему школьнику реализовывать различные задатки и ощутить свою защищенность.



Следует отметить, что гуманистические отношения, возникающие в детской среде, не являются устойчивой характеристикой и поэтому, должны быть объектом специальной педагогической заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта.

Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей.

Практическая реализация идеи о приоритетности воспитания в образовании возможна посредством создания воспитательного пространства школы. Воспитательное пространство школы включает: собственно школу, внешкольные учреждения, семью и общественность. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, « авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.



Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности в формировании личности ребенка? Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся. Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки. В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.

Таковы объективные факторы, которые не только обуславливают необходимость согласованной работы школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся, но и делают школу своеобразным центром воспитательного пространства, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся. Оно может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Как писал Ш.Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, - среде, значимой и ценной для них. Ведь уже давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней). Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная – освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д. Между внутришкольной и внешкольной средой нет формальных отличий, а только содержательные. Их объединяет то, что они состоят из ниш и стихий.

Если мы проанализируем опыт других школ, то заметим, что освоенная субъектами воспитательной системы среда может быть разнопланова.

Это может быть внешкольная среда, то социокультурное пространство, в которое попадает ребёнок вне стен школы, целый микрорайон, в котором находится образовательное учреждение. Это могут быть локальные объекты окружающей школу среды, когда ребёнок контактирует с отдельными компонентами среды, в которых он может искать и находить необходимые ему для саморазвития ниши. Это может быть только внутришкольная среда. В таком случае мы можем говорить о своеобразной замкнутости воспитательной системы школы. Социокультурное пространство, располагающееся вокруг образовательного учреждения, не всегда может оказывать положительное влияние на ребёнка. Иногда школа вынуждена даже выступать конкурентом социокультурного пространства. Внутришкольную среду мы можем подразделить на внутриклассную, внеклассную, внеурочную, постоянную, временную, ситуативную и т.д. независимо от разновидностей всем средам присущи одинаковые свойства: любая среда позволяет что-либо субъекту и как-то на него влияет.

Мы остановимся на том случае, когда воспитывающая среда - это социокультурное пространство -микрорайон. В таком случае мы можем говорить об открытости школы окружающему социуму, о слиянии внутришкольной и внешкольной среды, о скоординированности действий учителей школы и работников учреждений воспитательного пространства, о схожести их целевых и ценностных установок.

Для учеников нашей школы воспитывающая среда- это целый микрорайон - посёлок Лесозавод. Так уж повелось исторически, что поселковая школа всегда была образовательным, социальным, спортивным и культурным центром поселка Лесозавод. В настоящее время в микрорайоне нет единственного производственного предприятия- Лесозавода, на котором работали родители наших учащихся, нет клуба- учреждения культуры, где проходили праздники посёлка, школа является единственным местом, где могут собраться на свои мероприятия дети, молодёжь и взрослое население микрорайона. Все жители поселка - это родители, учителя, ученики и выпускники школы, нашу школу иногда называют домашней, все знают друг друга, общаются, дружат семьями.

Мы убеждены, что школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи мы начинаем с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Определены функциональные обязанности классных руководителей школы, среди которых - изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

В повышении психолого-педагогической культуры семьи педагогический коллектив школы видит свою задачу прежде всего в том, чтобы обучить родителей умению быть родителями, помочь овладеть педагогическими знаниями и умениями,приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, чтобы помочь создать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка. Работа с родителями в основном ведется традиционным способом: общие собрания, консультации, работа родительского комитета, разнообразные совместные с детьми дела. Но каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры. На родительские собрания приглашаются различные специалисты - врачи, психологи, работники правоохранительных органов. Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей- каждому есть чему поучиться друг у друга. Главными результатами этой работы мы видим в установлении взаимопонимания, готовности к сотрудничеству, уверенности в успехе.

Особое место в работе с семьёй в нашей школе занимает индивидуальное консультирование и беседы с родителями, приглашение родителей на открытые уроки и мероприятия.

Но самым важным в своей работе педагогический коллектив считает участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно дело в школе не проводится без участия родителей. Большую работу по организации изучения традиций семьи проводит педагогический коллектив школы. Связующим звеном и основным направлением в воспитательной работе школы является направление « Семья». Одна из смен в летнем оздоровительном лагере школы так и называлась «Наша дружная семья». Ребята вместе с родителями составляли родословную своей семьи, знакомились с её историй, семейным укладом и традициями. Взрослые и дети вместе участвовали в праздниках «Самый замечательный семейный праздник», «Семейный альбом», «Семейные потешки», «Музыкальная семейная шкатулка», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др. Все эти мероприятия сблизили детей и взрослых-родителей и педагогов. С наступлением нового учебного года педагогический коллектив продолжил работу в данном направлении. Тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки» и многие другие классные и школьные мероприятия и встречи посвящены были также теме «Семья».

Совместные семейные творческие дела «Папа, мама, я- спортивная семья», « Папа, мама, я- дружная семья», традиционные праздники Первого и Последнего звонка, на которые собираются все от мала до велика жители микрорайона, совместные концерты, праздники «Родительский дом-начало начал», семейные вечера отдыха в классах, на которые приходят целыми семьями, походы, которые сближают детей и взрослых – вот далеко неполный перечень мероприятий. в которых принимают вместе участие дети и родители. Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты для жителей микрорайона, посвященные Дню матери, Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню семьи и другие. Два раза в год школа собирает в своих стенах учащихся, родителей и жителей микрорайона на такие совместные праздники. В таких мероприятиях принимают участие вся школа, от мала до велика: одни готовят концертные номера, другие готовят своими руками поделки на выставку, кто-то оформляет вместе во взрослыми зал. Очень важно для ребёнка услышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек, от соседей по дому и во дворе, от жителей посёлка, которые знают их с маленького возраста и знают его родителей. Каждый ученик школы и родитель стараются внести свой вклад в такие общие творческие дела. И взрослые и дети получает от общения на таких замечательных праздниках положительные эмоции. Родители гордятся своими детьми, соседи по дому думают : какой замечательный артист - соседский мальчишка, дети радуются от предоставленной возможности показать своё мастерство, своё умение взрослым.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками нашей школы и представителями старшего поколения поселка. Не прерывается связь поколений в сотрудничестве школы и поселка. Несколько раз в год совет ветеранов « Огонёк» поселка Лесозавод организует мероприятия пенсионеров микрорайона, проходят эти встречи в школе. Здесь собираются разные поколения лесозаводчан: ветераны войны и труженики тыла, пенсионеры более молодого возраста. В основном все они - бабушки и дедушки учащихся школы. Мероприятии эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и ученики школы. Изостудия « Радуга» готовит для оформления зала свои рисунки и поделки, ученики пишут мини- сочинения или стихи по теме праздника. На каждой встрече пенсионеров школьники выступают с небольшими концертными номерами. Это могут быть колядки - на рождественском празднике, песни про блины - на Масленицу, интересная театральная постановка ко Дню Победы для ветеранов и тружеников тыла. Слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла - это самый трогательный и наглядный показатель нашей совместной работы, нашего сотрудничества. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, он понимают это сами. А бабушки и дедушки с интересом разглядывают учеников, гадая, кто чей внук или внучка.

Итогом общей работы учащихся, педагогов школы, жителей микрорайона стал собранный материал к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне о ветеранах войны и тружениках тыла - лесозаводчанах. Сотрудничество с Советом ветеранов посёлка продолжилось и в рамках подготовки юбилейных мероприятий к 85–летию со Дня рождения пионерской организации. В школе состоялось несколько встреч с представителями тимуровского движения 40-50 годов с клубом юных журналистов. Итогом этих встреч стали исследовательские работы учащихся. Педагоги школы благодарны людям старшего поколения микрорайона за сотрудничество, за помощь в воспитании будущего поколения лесозаводчан. Учащиеся школы выступают с концертами не только перед жителями поселка старшего поколения, но и перед выпускниками школы - участниками боевых действий и вооруженных конфликтов. Эти встречи незабываемы для всех, ребята с интересом слушают воспоминания молодых людей, смотрят на их фотографии и боевые награды.

Большая совместная работа была проведена к столетнему юбилею школы. В сборе материалов о выпускниках второй лесозаводской приняли участие все от мала до велика жители микрорайона. Ребята расспрашивали своих родителей, родных, соседей о годах, проведенных в стенах лесозаводской школы, об учителях, о любимых предметах. Каждый ученик чувствовал себя причастным к истории школы, истории своей семьи, гордился, что его мама или папа, дедушка или бабушка тоже учились в родной школе и, они также любят свою школу. Очень много встреч с выпускниками школы, жителями посёлка состоялось в преддверии юбилея, каждая семья приняла участие в подготовке, собирая фотографии, воспоминания, оформляя зал великолепными рисунками и поделками. Интересным подарком нынешним ученикам школы стала папка с материалами о Лесозаводе, оформленная советом ветеранов Лесозавода. Работа по подготовке праздничного юбилейного вечера объединила весь поселок: и детей и взрослых.

Школа сотрудничает и взаимодействует с поселковой библиотекой и детским садом. Нет в посёлке Дома культуры, но работники поселковой библиотеки всегда рады школьникам на своих мероприятиях. Только в этом учебном году Лесозаводская и школьная библиотека провели совместно несколько литературных часов, конкурсов смекалистых, рыцарский турнир « А ну-ка, мальчики!», Посвящение в читатели, устный журнал « Символы Родины», викторины и путешествия по книгам, конкурс рисунков « Мой любимый герой», экологическую игру « Путешествие капельки» и др.

В педагогически организованном пространстве микрорайона легче решать задачи семейного и общественного воспитания. Поэтому большая роль в профилактической работе и организации занятости учащихся микрорайона Лесозавод принадлежит клубам по месту жительства, которые являются центрами воспитательной, социальной и профилактической работы в микросоциуме. Совместными усилиями педагогов школы и клубов реализуется задача активного общения детей и взрослых, воспитания здоровой и культурной семьи. В формировании единого воспитательного пространства микрорайона Лесозавод важную роль играют Детский подростковый клуб « Труд», молодежный спортивный клуб « ЗОЖ», детская творческая студия « Травушка». Целыми семьями здесь с интересом и огромным удовольствием занимаются спортом и творчеством лесозаводчане. В данных учреждениях дополнительного образования созданы необходимые условия для развития способностей детей и подростков, для совместных занятий взрослых и детей микрорайона. Взрослые творческие коллективы поселка Лесозавод клуб « Светелка» и ансамбль « Шкатулочка» на протяжении не одного десятка лет передавали и передают свое творчество детям. Так родился в школе коллектив « Травушка», который сохраняет певческие традиции лесозаводчан. Лесозавод всегда славился своей самодеятельностью. В творческой студии « Травушка» занимаются и совсем юные жители поселка Лесозавод, дошколята и школьники разного возраста. Приходят на занятия и родители участников студии, вместо пьют чай, общаются.

Сохраняются и спортивные традиции поселка, школьники занимаются в ДПК « Труд» теннисом, футболом, хоккеем, силовыми видами спорта, все от мала до велика катаются на коньках на катке « Труда». Секции « Труда» проходят на базе школьного спортзала. Младшее поколение лесозаводских мальчишек и девчонок не подводят своих старших товарищей, родителей, которые всегда занимали призовые места в городских и окружных соревнованиях по различным видам спорта. Представители более старшего поколения спортсменов Лесозавода, когда – то тоже будучи лесозаводскими мальчишками учились во второй школе и играли в футбол, сейчас, взрослые тренеры Честнейшин Н.А., Бородкин Б.П., Спиридонов Б.Л. Третьяков А.С. передают спортивные традиции лесозаводским мальчишкам и подают им пример не только в спорте, но и в жизни.

Есть в нашей школе и подростково-молодёжный спортивный клуб «Здоровье», в секциях которого занимаются не только учащиеся школы, но и студенты и рабочая молодёжь посёлка. Также на секции приходят вместе с молодыми родителями и дети, занимаются в клубе целыми семьями.

Традиционными соревнованиями посёлка и школы стали лыжные соревнования Малое « Северное Сияние», в котором принимают участие не только школьники 1-11 классов, но и дошкольники, родители учащихся.

Школа, родители, педагоги дополнительного образования поселка, актив жителей поселка стараются создать необходимые условия для формирования единого педагогически организованного воспитательного пространства микрорайона, устанавливая заинтересованный диалог и сотрудничество между собой, взаимодействуя по основным направлениям работы по воспитанию и развитию личности каждого маленького жителя микрорайона Лесозавод.

Следует отметить, что особенность построения воспитательной работы нашей школы в открытости школы окружающему социуму и скоординированности действий учителей и родителей. Целью данной деятельности мы видим в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. У нас, взрослых, одна общая цель- создание единого благоприятного для ребёнка воспитательного пространства старейшей лесозаводской школы.


1750910450067506.html
1750970076436100.html
    PR.RU™