ЧАСТЬIII. Особенности психического развития личности  

ЧАСТЬIII. Особенности психического развития личности

Содержание



Главный редактор Е. Строганова

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта И. Кулагина

Художник Е. Дьяченко

Корректоры В. Макосий, Н. Шелкокникова

Верстка Б. Файзулин

ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075)

Сорокоумова Е. А.

С65 Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер,2007. — 208 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

ISBN 978-5-469-00943-6

Учебное пособие состоит из трех частей, раскрывающих теоретические и практиче ские проблемы возрастной психологии и особенности психического развития лично на разных возрастных этапах. К каждой теме прилагается список используемой литературь и словарь основных понятий. Кроме того, представленное пособие содержит приложение в которое входят тестовые задания для проверки и самопроверки знаний, полученных в про цессе изучения курса.

Учебное пособие предназначено для студентов-психологов очных и заочных отде лений высших учебных заведений.

© ООО «Питер Пресс», 2007

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни i форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-469-00943-6

ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 — литература учебная.

Подписано к печати 15.02.07. Формат 60x90'/,,,. Усл. п. л. 13. Доп. тираж 4000. Заказ 925

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга».

190005, СанК1-Петербург, Измайловский пр., 29.


Предисловие................................................................................ 5

ЧАСТЬ I. Теоретические проблемы возрастной психологии........... 7

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.... 8

Основные понятия......................................................... 15

Список литературы....................................................... 15

Тема 2. Проблема возрастной периодизации психического

развития........................................................................ 17

Основные понятия......................................................... 32

Список литературы....................................................... 32

Тема 3. Теории детского развития

в зарубежной психологии............................................ 33

Основные понятия......................................................... 53

Список литературы....................................................... 54

Тема 4. Движущие силы и условия психического развития

ребенка.......................................................................... 55



Основные понятия........................................................ 63

Список литературы....................................................... 64

ЧАСТЬ П. Особенности психического развития личности

в детском, подростковом и юношеском возрасте...................... 65

Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте............... 66

Основные понятия........................................................ 81

Список литературы....................................................... 81

Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте........................... 83

Основные понятия......................................................... 95

Список литературы....................................................... 96


4 _______________________________________________________ Содержание

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.................. 97

Основные понятия...................................................... 118

Список литературы.................................................... 118

Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.... 120

Основные понятия...................................................... 133

Список литературы.................................................... 133

Тема 5. Психологическая характеристика развития

в подростковом возрасте........................................... 135

Основные понятия...................................................... 158

Список литературы.................................................... 159

Тема 6. Психологическая характеристика развития

в юношеском возрасте............................................... 161

Основные понятия...................................................... 168

Список литературы.................................................... 169

ЧАСТЬIII. Особенности психического развития личности

в зрелом истарческом возрасте........................................ 171

Тема 1. Психология зрелого возраста.................................... 172

Основные понятия...................................................... 183



Список литературы.................................................... 184

Тема 2. Психология старения................................................. 185

Основные понятия...................................................... 199

Список литературы.................................................... 199

Приложение.Практические и тестовые задания по курсу

«Возрастная психология»......................................... 201


ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами, уважаемые читатели, учебное пособие по возрастной психологии, входящей в обязательный блок дисциплин факультетов психологии всех высших учебных заведений, готовящих специалис­тов-психологов. К его созданию в виде краткого курса нас подтолк­нула необходимость обобщить уже имеющиеся исследования, начи­ная с момента возникновения возрастной психологии до настоящего времени. Мы сочли необходимым дополнить этот ряд своим видени­ем проблем, существующих в этом разделе психологических знаний на современном этапе. Кроме того, в пособии освещаются некоторые проблемы акмеологии игеронтопсихологии.

Каждый возраст прекрасен по-своему. Надо только постараться уви­деть эту красоту, надо понять значение каждого возрастного периода для своей собственной жизни.

Социально-культурные иэкономические изменения, происходящие в нашей стране и в обществе в целом, обогащают знания о развитии че­ловека новыми сведениями, позволяющими понять его и по-иному строить межличностные отношения на основе взаимодействия в раз­личных видах деятельности.

Целью данного пособия является формирование способности сту­дентов ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современно­го человека на различных этапах онтогенеза.

Основные задачи, пособия:

• анализ общетеоретических проблем психологии развития и воз­растной психологии;

• формирование знаний об отечественных изарубежных концепциях, движущих силах и источниках психического развития че­ловека на различных возрастных этапах;

• конкретизация знаний о современных условиях развития личности ребенка и взрослого человека.

Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов психологических факультетов. Оно также будет полезно и всем тем,


Предисловие


кто работает как с детьми (дошкольниками, подростками), так и со взрослыми людьми и людьми преклонного возраста, — школьным пси­хологам, учителям и родителям.

Пособие состоит из трех частей, каждая из которых включает ряд тем, рассматривающих теоретические проблемы возрастной психоло­гии и особенности психического развития личности на разных возраст­ных этапах. Каждая тема снабжена списком используемой литерату­ры и словарем основных понятий темы. Кроме того, пособие содержит приложение, в которое входят практические и тестовые задания для проверки и самопроверки знаний студентов, полученных в процессе изучения курса. Часть заданий носит рефлексивный характер, что по­зволяет студентам направить свои знания на самих себя и еще лучше и глубже понять собственную личность.

В первой части пособия «Теоретические проблемы возрастной психо­логии» изучаются предмет и задачи возрастной психологии, рассматри­вается ее значение и место в системе психологических знаний о законо­мерностях развития личности. Дается общая характеристика разделов возрастной психологии, методов возрастной психологии, рассматривает­ся понятие возраста в психологических исследованиях.

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте излагается на основе взглядов Л. С. Выготского. Также рассматрива­ются современные периодизации развития личности, достаточно пол­но представлены подходы к периодизации детского развития, суще­ствующие в зарубежной психологии. Значительное внимание уделено проблеме неравномерности развития различных психических процес­сов. Таким образом, автор обозначает всю многогранность и важность курса возрастной психологии в системе психологических знаний.

Во второй части учебного пособия «Особенности психического раз­вития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте» на­ряду с концептуальными исследованиями представлены современные данные о развитии человека на различных этапах его жизнедеятель­ности: новорожденности и младенчестве, раннем и дошкольном воз­расте, младшем школьном и подростковом возрасте, ранней юности. В этой части пособия использованы результаты исследований автора, а также некоторые результаты дипломных исследований студентов.

В третьей части пособия «Особенности психического развития лич­ности в зрелом и старческом возрасте» представлены современные ис­следования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящен­ные проблемам психологии зрелого возраста и психологии старения.



1753586295450565.html
1753705781230915.html
    PR.RU™